новости
новости

[13.05.2006]
11 мая на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждались инновационные программы в рамках создания проекта «Школа будущего» как составной части приоритетного национального проекта в сфере образования.

11 мая на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждались инновационные программы в рамках создания проекта «Школа будущего» как составной части приоритетного национального проекта в сфере образования.

    Заместитель председателя комиссии Татьяна Потяева (фракция «Единая Россия») напомнила участникам заседания - а в нем, кроме депутатов МГД, приняли участие представители Департамента образования столицы, Московского института открытого образования, директора школ, педагоги, представители городских педагогических вузов, члены общественных организаций - о том, что комиссия продолжает цикл своих заседаний, посвященных обсуждению инновационных проектов в сфере образования. На этот раз к рассмотрению были предложены три проекта.

    Первый из них был разработан специалистами Московского института открытого образования и городского Центра образования «Технологии обучения» и представлен его директором Еленой Булин-Соколовой.  Проект представляет собой «фрагмент» Школы будущего: в нем дается представление об отдельной ее части - образовательной среде. Помимо привычных элементов образовательной среды - пространства для образовательного процесса (помещение, мебель), инструментов и материалов для образовательной деятельности, а также необходимого социально-психологического и организационно-административного климата - проект выделяет «информационную образовательную среду». Сюда относится идентификатор (речь идет об электронных карточках, используемых для регистрации местонахождения, оплаты еды в столовой и т.д.), коммуникатор (индивидуальные информационные устройства - например, специальным образом запрограммированные сотовые телефоны, с помощью которых можно получать персональную информацию, осуществлять обратную связь с преподавателем, подсоединяться к внешним электронным устройствам) и компьютер, возможности которого гораздо шире тех, которые имеются в сегодняшних школах.

    По каждому из «обычных» элементов  образовательной среды в проекте также имеется подробная «расшифровка». Так, скажем, пространство в естественно-научных кабинетах может выглядеть следующим образом: учащиеся по шесть человек «группируются вокруг шестиугольных столов с потолочной разводкой коммуникаций. Каждый стол может становиться центром проектной активности, в которой учащиеся имеют различные функции. Возможна и не коллективная работа. Кабинет может строиться по модульно-трансформируемому принципу, иметь различные зоны и т.д. Особую часть естественно-научных и математических кабинетов Школы образует «Эксплораторий» («Музей занимательной науки»). В нем учащиеся разных возрастов могут сами поставить эксперименты, осуществить наблюдения».

    По мнению участников заседания, представленный проект достоин серьезного внимания, однако его выполнение - дело достаточно далекого будущего.

    Следующая программа, целью которой является воспитание читающего учащегося,  была представлена президентом Русской Ассоциации Чтения Натальей Сметанниковой. Она привела следующие данные исследования социологов: сегодня уровень читательской культуры и грамотности населения серьезно снижается по всей стране: доля не читающих россиян возросла с 21% в 1991 году до 37% в 2005 году. Чтение перестает быть культурной традицией: учебное и деловое общение сегодня чаще происходит в режиме письменной речи на электронном носителе. При этом, согласно международным исследованиям, даже обязательная программа чтения в школе не гарантирует того, что ребенок вырастет читающим человеком: без досугового чтения тут не обойтись. Специалисты считают, что если ребенок не стал активным читателем к 12 годам, то полностью восполнить этот пробел практически невозможно. Таким образом, возраст от 10 до 12 лет является определяющим в процессе формирования читающего школьника.

    В связи с этим проект предлагает введение урока чтения и информационной культуры в базовый компонент учебного плана для 5-6 классов, а также программы поддерживающего чтения в расписание второй половины дня. Кроме того, вышеназванные занятия должны быть введены в дополнительное образование 7-9 классов средней школы. Для внедрения этой программы необходимо иметь в штатном расписании две новые должности: учитель чтения и библиотекарь-педагог. В функции учителя чтения войдет проведение уроков чтения и информационной культуры, консультации с учителями-предметниками, отслеживание качества чтения в школе и помощь слабо читающим детям. Библиотекарь-педагог будет вести уроки информационной грамотности и программу поддерживающего чтения с учащимися и учителями школы, отбирать и рекомендовать книги для учителей, учащихся и родителей, оказывать помощь учащимся в поиске и организации информации для учебы, самообразования и досуга.

    По мысли авторов проекта, школьная библиотека должна стать интеллектуальным центром школьного образовательного пространства, совмещая роль ресурсного центра, читального зала, дискуссионного клуба.

    В ходе обсуждения этого проекта у участников заседания возникли серьезные возражения. В частности, по мнению директора гимназии №45 Михаила Шнейдера, введение в средней школе новых предметов и новых должностей нецелесообразно: во-первых, учащиеся и так перегружены занятиями, во-вторых, функции учителя чтения и библиотекаря-педагога обязан выполнять любой квалифицированный преподаватель русского языка и литературы. Вместе с тем, на заседании была высказана озабоченность низким уровнем читательской культуры подрастающего поколения, и не раз звучало мнение о том, что частью «Школы будущего» должна стать подготовка умного читателя.        

    И, наконец, последний проект под названием «Оксфордская школа», представленный президентом акционерного общества РЕЛОД, занимающегося разработками в сфере образования, Светланой Уласевич, связан с созданием сети школ с углубленным изучением английского языка, которое обеспечивало бы учащимся не только качественное развитие соответствующей коммуникативной подготовки, но и возможность профильной подготовки и осознанного выбора профессии. В процессе обучения должны использоваться учебные пособия издательств Оксфордского университета. Кроме того, обучение будет проводиться по технологиям, разработанным в Оксфорде. По мысли авторов проекта, учителя «Оксфордских школ» тоже должны будут пройти специальное обучение и по результатам сертифицированы Оксфордским университетом.

    Проект предполагает организацию взаимодействия Оксфордского университета, британских партнеров, московских школ, средних специальных учебных заведений и вузов «по созданию единого образовательного пространства предпрофильного, профильного и профессионального обучения в целях расширения возможностей московских школьников и студентов».

    Проект «Оксфордская школа» вызвал интерес у участников заседания, однако и здесь были высказаны замечания. Речь, в частности, шла о том, что в сегодняшнем мире важен не только английский язык: вполне возможна разработка подобных проектов, связанных с другим иностранным языком - и лучше не с каким-то одним.    

        Комиссия МГД по науке и образованию решила принять к сведению информацию о наличии представленных инновационных проектов, «которые могут способствовать развитию и модернизации содержания образования в школах, гимназиях, лицеях Москвы». Решено также рекомендовать Департаменту образования столицы опробовать эти проекты в московских школах в качестве элементов создания «Школы будущего».

    Галина Лоевская

О заседании комиссии Мона Платонова, "Вечерняя Москва"
http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=23347
распечатать  распечатать
отправить  отправить
другие материалы  другие материалы

Материалы : 1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100 >>

15.06.2006 - 13 июня состоялось заседание комиссии по монументальному искусству, на котором были обсуждены очередные предложения об установке в Москве новых памятников.
12.06.2006 - 11 июня 2006 г. на "Эхе Москвы" в программе Ксении Лариной "Родительское собрание" обсуждались итоги учебного года.
26.05.2006 - 25 мая на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждалась программа мэра Москвы «Московский аттестат».
17.04.2006 - 13 апреля на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждался вопрос о реализации инновационного проекта городской целевой программы «Трехуровневая паспортизация здоровья школьников: ученик - класс - школа».
 Как отметила заместитель председателя комиссии Татьяна Потяева (фракция «Единая Россия»), сегодня в стране идет активное обсуждение недавно стартовавшего национального проекта в сфере образования. Различные аспекты его реализации обсуждаются и на заседаниях Правительства Москвы, и в Московской городской Думе. В планах работы комиссии МГД по науке и образованию - обсуждение целого ряда инновационных проектов под общим названием «Школа будущего»: они касаются самых разных аспектов столичного образования.

    Одна из важнейших его проблем - состояние здоровья школьников, возможности его мониторинга, поиск путей его улучшения. Цель городской целевой программы «Трехуровневая паспортизация здоровья школьников: ученик - класс - школа»,  разработанной Институтом новых технологий, - оценка физиологического состояния школьников и, как следствие, профилактика возможных заболеваний и выявление групп риска по вредным привычкам.

    На первом этапе реализации проекта предполагается создание муниципальных центров содействия здоровью школьников. Задача таких центров - обеспечить школам доступность к техническим средствам измерения основных физиологических параметров растущего организма. Речь, в частности,  идет о зрении ребенка, его осанке, о состоянии его сердца и сосудов, о его психостатусе. Соответствующие компьютерные приборы уже разработаны при участии Российской Академии Медицинских наук, Санэпиднадзора, Департамента здравоохранения столицы. Так как практически все школы Москвы компьютеризированы, технических проблем с осуществлением мониторинга здоровья учащихся быть не должно.

    Учащиеся младших классов получат специальные «Паспорта здоровья», которые будет заполняться самими ребятами, их родителями, школьными врачами, психологами. При этом главным будет не констатация тех или иных физиологических параметров, а конкретные выводы о том, что нужно сделать, чтобы улучшить здоровье ребенка: записаться в ту или иную секцию, сократить время, проводимое у компьютера и т.п. Программа «Трехуровневая паспортизация здоровья школьников: ученик - класс - школа» предполагает также включение в систему аттестации школ здоровьесберегающего компонента и введение новой административной должности: заместителя директора по экспертной оценке здоровья школьников.

    Директор школы №628 Южного административного округа Татьяна Гусарская рассказала о том, что в ее школе, так же как и в ряде других, уже проводится экспериментальное внедрение программы. По ее оценке, программа заслуживает того, чтобы быть распространенной по всему городу. Однако для этого нужно время и немалые деньги: техническое оснащение одной школы обойдется приблизительно в 100 000 рублей.

    Члены комиссии поддержали проект программы. Как сказал председатель комиссии Евгений Бунимович (фракция «ЯБЛОКО - ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ»), чрезвычайно важно своевременно заметить те или иные отклонения в здоровье детей: очередное страшное известие о внезапной смерти ученика на уроке физкультуры, о котором мы узнаем из газет, - следствие отсутствия профессионального мониторинга здоровья учащихся. Евгений Бунимович подчеркнул, что в понятие «Школа будущего» входят самые разные компоненты. Сохранение здоровья детей - один из приоритетных.      

    Галина Лоевская

17.04.2006 - Новости и анонсы Московской городской Думы 17 апреля 2006 года
17.04.2006 -
12.04.2006 - 18 апреля - День исторического и культурного наследия Москвы. Программа мероприятий на www.mosinform.ru
07.04.2006 - 6 апреля 2006 г. на очередном заседании комиссии Мосгордумы по науке и образованию обсуждались предложения Департамента образования Москвы по вопросу ликвидации ГОУ среднего профессионального образования "Социальный колледж №25".
31.03.2006 - В газете "Вечерняя Москва" от 31 марта статья Моны Платоновой "Приемный день" о приеме в школу первоклассников.

Материалы : 1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100 >>

     контакты